МЕЛЕНТЬЕВА Ю.П.
|
ОБСЛУЖИВАНИЯ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ |
Долгие годы юношеская библиотека в сущности калькировала направления деятельности школы, выделяя те же, что и школа, педагогические проблемы ("идеологическое воспитание", "нравствен-ное воспитание", "эстетическое воспитание", "трудовое воспитание" и т.д.) в качестве задач и направлений своей деятельности, и пыталась решить их библиотечными средствами. В силу этого содержательная сторона библиотечного обслуживания юношества, зажатая в рамки идеологии и педагогики, характеризовалась удивительным единообразием. Современные изменения ситуации в стране: падение идеологических рамок, изменения в сфере образования, появление альтернативных школ, программ и т.п. привели к возникновению возможности осознания библиотекой своих родовых функций как специфических, отличных от функций других социальных институтов, в том числе и школы, что открыло перед юношеской библиотекой путь к поиску новой концепции библиотечного обслуживания юношества. Сегодня содержание работы юношеских библиотек предоставляется очень разнообразным. Каждая библиотека активно ищет" свое лицо". Сейчас можно выделить несколько характерных моделей деятельности юношеской библиотеки. Эти модели существенно отличаются друг от друга, прежде всего, осознанием родовых качеств, миссии библиотеки в отношении пользователя. Первая модель, условно названная "традиционной", или "педагогической", характеризуется стремлением осовременить свою деятельность, модернизировать ее с помощью обращения к актуальным темам. В целом же эта модель сохраняет прежнюю систему и структуру обслуживания пользователя. Вторая модель, называемая "тематической", стремится сосредоточить свое воздействие на читателя на одном-двух направлениях, темах, что позволяет дать читателям не разрозненные знания, но некоторую их систему. Третья, "досуговая" модель характерна для небольших городов, где молодежь формируется по типу доиндустриального общества. Четвертая модель, библиотека как информационный (информационно-образовательный) центр сформировалась под влиянием внедрения компьютерной техники в реальную жизнь библиотеки. Пятая, социализирующая модель библиотечного обслуживания юношества реализуется пока лишь в отдельных библиотеках. В основе этой модели лежит взгляд на библиотечное обслуживание как на деятельность, способствующую социальной и информационной защите пользователя. Эффективность каждой из этих моделей может быть определена в ходе изучения ее значимости для читателя. |